Дентальная фотография зубов
В сравнении 0
Войти  /  Регистрация
ua | ru
Меню

Дентальная фотография зубов

12.09.2019

Дентальная фотография зубов

Дентальная фотография. Съемка зубов для стоматологов.

Стоматологическая фотография требует основные знания по фотографированию, умение пользоваться соответствующим оборудованием и программным обеспечением. Снимки хронологически отображают процесс лечения, для этого используются соответствующие планы и ракурсы. При документальном ведении клинических случаев важно чтобы на разных этапах производить ряд фотографий с одной точки и в тех же условиях, это отобразит изменения в динамике, особенно нужно проводить тщательную фотодокументацию при не совсем удачных процессах лечения. 

Условия успеха доктора напрямую зависит от регулярности проведения дентальной фотографии, старт от первого визита в кабинет и внимание к каждому пациенту - залог профессионализма. Наверняка опытный врач захочет сравнить клинические случаи с архивными фотографиями других дантистов или стоматологов из других клиник. 

Статус главного инструмента дентальной фотографии принадлежит любому современному цифровому фотоаппарату, следует отметить, что бюджетные непрофессиональные камеры (мыльницы) не дадут качества полноценного снимка и врач может упустить детали и нюансы, которые очень важны для него. Рекомендуем использовать зеркальные камеры, они быстро работают и легки в использовании, качество снимка поможет намного лучше диагностировать и визуализировать проблемы ротовой полости. В дентальной фотографии применяется макро съемка, для такого вида фотографирования используются объективы с постоянным фокусным расстоянием 100 мм., это значение позволяет добиться минимального искажения снимаемого изображения. Плюс данное расстояние позволит не нарушать личное пространство пациента, не причиняя дискомфорта ни пациенту ни врачу.

 Вот простые наборы фототехники, которые откроют для Вас мир дентальной фотографии:

Canon EOS 6D Mark II или Canon EOS 6D

- Вспышка Canon MR-14EX II Macro Ring Lite Flash или Yongnuo YN-14EX-C Macro Ring Lite или Canon Macro Twin Lite MT-26EX-RT

- Объектив Canon EF 100mm f/2.8 USM Macro или Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM

- Фотобокс с подсветкой позволит получить студийного качества изображения предметов, не прилагая массы усилий и используя минимальное количество студийных приборов. 

- Карта памяти на 64GB

                                                                                    ***

Nikon D750 или Nikon D610

- Объектив Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor

- Вспышка Nikon R1C1

- Фотобокс с подсветкой позволит получить студийного качества изображения предметов, не прилагая массы усилий и используя минимальное количество студийных приборов. 

- Карта памяти на 64GB

                                                                                    ***


Sony Alpha a7 III или Sony Alpha A7R III

- Объектив Sony 90mm F2.8 Macro G OSS FE SEL90M28G

- Вспышка Laowa Macro Twin Flash KX-800

Фотобокс с подсветкой позволит получить студийного качества изображения предметов, не прилагая массы усилий и используя минимальное количество студийных приборов. 

- Карта памяти на 64GB

Можно создать приемлемые макро-фотографии, не покупая дорогостоящие макро-объективы. Для этого следует приобрести макрокольца (удлинительные кольца). Крепится оно между обычным не макрообъективом и камерой для оптического сокращения фокусного расстояния. Такие не сложные оптические приспособления позволяют снимать объекты на не больших расстояниях и увеличенном масштабе. Есть два типа макроколец: мануальные (ручные) макрокольца (ручное управление диафрагмой и фокусировкой на объективе) и автофокусные макрокольца (AF).

Такой комплект по цене и качеству оптимальный вариант для любой стоматологичной клиники, идеально подойдет для протокольной съемки пациента, так сказать до и после, фотоработы не стыдно использовать для презентаций или же для обмена данными с другими специалистами. 
 
Не существует единого алгоритма съемки ротовой полости пациента, но есть некоторые стандартные ракурсы и типы фотоснимков:

- Лицо в профиль
- Лицо в анфас, лицо с улыбкой пациента
- Панорамная съемка сомкнутой челюсти и разомкнутой на 1-2 мм.
- Фотографии (оклюзионные): верхние зубные ряды и нижние зубные ряды
- Латеральная фотография: со стороны щеки, правой части зубных рядов, левой части зубных рядов
- Фотографии верхних резцов на просвет
- Фотографии нижних резцов на просвет 

Для таких снимков не достаточно одной камеры и фотовспышки, существуют технические фишки для стоматологии, которые облегчают процесс съемки и сокращают время "фотосесии":

- Ретракторы (самые практичные прозрачные пластиковые)

- Зеркала для интраоральной съемки (полированный металл, стекло, пластик), есть разные виды зеркал по типу фотографирования: для окклюзионной поверхности зубов, для фотографирования боковых групп зубов, для фотографирования язычной и небной поверхности зубов. Наилучшее положение окклюзионного зеркала это расположение на на зубах челюсти что напротив, в этом случае прямое и размытое изображение зубов не попадает в композицию снимка. Это правило касается и фотографирования внутриротового пространства с боковым зеркалом. Для того чтобы зеркало не потело во время съемки, перед применением его следует нагреть горячей струей воды. Для дентальной фотографии, как минимум, нужны два зеркала: окклюзионное и боковое.

- Контрастор (Фотоконтрастор), в основном с черным фоном для лучшей визуализации внутренних дефектов зубов, есть окклюзионные, для съемки фронтальных зубов и есть и для съемки боковых групп зубов. Контрастор лучше располагать в области первых или вторых моляров на достаточном расстоянии от зубов что фотографируются, дабы на поверхности контрастора не образовались светлые пятна отражения зубов
- Ультрафиолетовая лампа (применяется для выявления флуоресценции зубов и реставрации)
- Пищевая пленка покрывать камеру на время съемки в полости рта для конкретного пациента

Несколько слов и рекомендаций о технике фотографирования для врачей стоматологов и дантистов

Для качественных снимков зубов рекомендуем перевести камеру в ручной режим, так как с помощью настроек трех параметром диафрагмы, выдержки и ISO можно добиться максимального контроля над желаемым результатом съемки. Большое отверстие пропускает больше света через линзу. В настройках камеры диафрагма (отверстие) обозначена буквой F цифра после нее отражает заданную величину отверстия и может называться «диафрагменным числом». Диафрагма регулирует глубину резкости, она покажет на снимке что будет в фокусе, а что – размытым. В стоматологической фотографии важна большая глубина резкости, когда все зубы, от резцов до моляров будут в фокусе. Нужное нам значение F-stop (диафрагма) – 22 это минимальное отверстие диафрагмы.

Закрыта диафрагма больше, как следствие больше изображаемого пространства будет в резкости и наоборот. Пример сфотографированной линейки с разными цифровыми значениями размера диафрагмы. При апертуре f/4 в фокусе будет лишь несколько сантиметров, а при значении f/22 в резкости будет вся линейка. Иногда бывают моменты, когда при фотографировании есть существенные ограничения по глубине резкости и перспективе, для избежания таких ситуаций есть специальная оптика - тилт-шифт объективы. В них заложен функционал сдвигать (Shift) и наклонять (Tilt) оптическую ось. Наклонив объектив относительно матрицы, можно добиться смены плоскость резкости, тем самым значительно увеличивая ГРИП. Это мощный и гибкий инструмент, который требует определенных знаний и навыков. 

Термин из Англии – shutter speed, то есть «скорость затвора» редко можно услышать у нас, в нашей стране прикрепилось понятие «выдержка». Данный параметр определяет скорость срабатывания затвора. Выдержка это время, за которое свет попадает на матрицу камеры, размерность в секундах и может составлять от 30 с до 1/16000 с, в зависимости от марки фотокамеры. При низкой скорости затвора получаем длинную (медленную) выдержку, в этом случае через линзу проходит больше света, при высокой скорости затвора получаем короткую выдержку, света, соответственно попадает на сенсор меньше. Выдержка определяет на сколько будет размыт движущийся объект съемки. Выставив на фотоаппарате длинную выдержку, получите больше «блюра», это приемлемо для художественных фотографий, например водопадов, волн. Чтобы добиться максимальной четкости изображения, резкие контуры и отсутствие смазанностей на фотографии, выставляйте выдержку на 1/200. Такая выдержка гарантирует качество снимка, которое не смогут испортить Ваши трясущиеся руки, ни движения пациента.

Параметр светочувствительности ISO в фотографии определяют насколько чувствительна камера к свету. Чем выше значение ISO, тем выше чувствительный сенсор камеры к свету. ISO с большим числом позволяет делать снимки в условиях слабого освещения более качественными, но при этом главное не переборщить значением этого параметра, чтобы фото не стало более зернистым и неравномерным. Внимательно изменяйте ISO только тогда, когда не возможно добиться требуемого качества снимка, настраивая только диафрагму и выдержку. В общем и целом, для дентальной фотографии подойдет самое низкое значение этого параметра, свести зернистость к минимум, поможет выставленный на камере параметр ISO – 100. Хотя ситуации могут быть разными, возможно работать и относительно с высокими значениями ISO, все зависит от освещения. В условиях стоматологического кабинета такой вопрос можно решить с помощью дополнительного освещения. Используйте вспышку или направляйте свет лампы в ротовую полость пациента, тогда поднимать ISO на камере нет необходимости.

Жанр стоматологичной основан на макрофотографии, то есть степень оптического увеличения порой бывает весьма ощутимой, расстояние от передней линзы объектива до зубов около 15—30 см. Для увеличения глубины резкости есть смысл установить высокие значения диафрагмы f/20 — 32, это закрытие диафрагмы объектива на максимум. Свету очень сложно проникнуть через объектив на матрицу, лампы и светильники в кабинете не дадут хорошие результаты по освещению, получатся затемненные кадры. Лучшим решением такой проблемы будет использование вспышек, они, в отличие от постоянных источников света, дают короткий и мощный импульс света. В итоге получается контролируемый и направленный свет необходимой интенсивности, предмет съемки будет идеально подсвечен.

Есть несколько типов вспышек, дополнительных аксессуаров и систем:

- кольцевая вспышка, управлять ею просто, результаты при регистрации окклюзионных фотографий хорошие, съемка выполняются посредством зеркала, которое находясь в ротовой полости, прекрасно освещают клинические случаи лечения жевательных зубов, и вобщем всей зубной дуги. Из недостатков - резкое бестеневое освещение с формированием ярких бликов формы кольца на поверхности зуба. 


- биполярные вспышки, это парные импульсные лампочки/головки, крепятся к переднему краю макрообъектива. Головки могут наклоняться под различными углами к объекту съемки, формы бликов на боковых гранях зубов приобретают привлекательный вид, не перекрывая собой важные детали. Из недостатков - резкий свет, который делает неестественно яркие блики. 

* На счет борьбы с бликами есть эффективный аксессуар - поляризационный фильтр на объективе, который помогает убрать блики на зубах и сделать видимыми неразличимые невооруженным взглядом изменения структуры эмали.

- биполярные вспышки на специальном подвижном кронштейне, дают больше свободы для позиционирования ламп относительно объекта съемки. Для эффективности и естественности освещения на вспышки устанавливаются специальные модификаторы света, они смягчают его яркость и формируют привлекательную форму бликов на зубах. К таким аксессуарам относятся баунсеры и мини-диффузоры. Такая система будет удобной для получения отличных снимков в традиционных ракурсах при относительно простых конфигурациях освещения.

- дистанционная биполярная система с мини - софтбоксами. В системе используются накамерные вспышки с поворотной головкой. Чтобы не засветить кадр, следует уменьшить параметр интенсивности светового импульса до 1/8—1/16 от максимального. Для управления вспышками с фотоаппарата используются дистанционные радиосинхронизаторы, они обеспечивают точную высокоскоростную синхронизацию (около 1/300 с) на расстоянии до 100 метров, либо воспользоваться встроенным механизмом дистанционного управления, который есть у большинства современных камерах. В своем большинстве дистанционный тип соединения, скорее не позволит использовать режим автоматического замера экспозиции TTL, поэтому настройки мощности вспышек приходится ставить вручную. Кронштейна у такой системы нет, но это позволяет достигнуть максимальной степени свободы, хотя без помощи ассистента для позиционирования вспышек в нужном положении уже не обойтись. Основную роль в дистанционной биполярной системе занимают софтбоксы. Они гарантируют наиболее привлекательную, художественную картинку с красивой формой бликов на зубах. Софтбоксы были разработаны для того, чтобы смягчить жесткое освещение от небольших источников света (лампы, вспышки) и снизить контраст отображения теней и «световых пятен». Как результат, эти модификаторы света помогают создать мягкое, естественное освещение для съемки как людей, так и объектов, например зубов. 

- биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами. В качестве источника света используются студийные импульсные лампы, питающиеся от сети, либо те же накамерные вспышки, что описаны выше. Главное отличие такой системы - использование более крупных софтбоксов (50 х 50 см и больше). Такие габариты в данном случае лучше закрепить на специальных стойках, ассистенту физически сложно будет их удерживать. Большие софтбоксы делают свет еще более мягким и рассеянным, на зубах остаются приятные и живые блики. Отражение он крупного софтбокса на эмали, реставрационном материале или десне дает возможность передать не только оптическую структуру и цвет изображения, но и его объем, текстуру, рельеф.

Несмотря на недостатки последних двух систем - это габариты, нет автоматического контроля экспозиции TTL, такие системы помогают сделать фотографии по-настоящему высокохудожественными. Чем глубже объект находится в полости рта, тем более обоснованно использование кольцевой вспышки, для объектов, расположенных вне полости рта подойдет сегментарная (билатеральная) вспышка.

Обязанность врача-стоматолога состоит прежде всего в том, чтобы информировать пациента о реальном состоянии его зубов, используя данные дентальной фотографии, врач составляет лечебный план и прогноз, а предпринимать какие-либо действия или нет – это уже забота пациента. Фотодокументация работ во рту, создание фото и видео-портретов, позволяет понять особенности мимики и прикуса. Создание презентаций в фоторедакторе, дает пациентам возможность увидеть свою новую улыбку еще в самом начале лечения. Самые красивые фото из тех, что врач делает в своем кабинете, можно превращать в плакаты и украшать ими приемную клиники. Красивые зубы на улыбающемся фото привлекут и воодушевлят пациента лечиться именно у такого мастера своего дела. А рядом с такими фотографиями можно повесить полезные стоматологические плакаты, которые вызовут живой интерес к лечению зубов, с помощью фотографии это сделать гораздо проще, при чем не стоит ограничиваться фотографированием собственных пациентов, а показывать также и фото других пациентов со схожими ситуациями, в формате "было/стало". Визуализация, особенно в эстетической стоматологии, позволяет развеять сомнения, которые могли остаться у пациента. И напоследок, техника дентальной фотографии повышает не только профессиональный уровень врача, но и развивает его как творческого человека, познающий все тонкости фотографической техники, освещения, композиционных приемов.


©Alexander Chernov/Gidroman





У статьи еще нет комментариев

Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Чтобы оставить свой отзыв авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Назад к списку новостей

Рекламный блок
  • nice-foto
  • promotions
  • Последние поступления
  • Lighthouse
Нашли ошибку на сайте?
Текст, который будет отправлен:

Ваш комментарий (необязательно):